ПРОЕКТ

 

Федеральный закон

 

О внесении изменений в статьи 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

1)первый абзац первой части статьи 174 изложить в следующей редакции:

«1.Придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами (лицом) преступным путем, в том числе посредством совершения сделок или финансовых операций с такими денежными средствами или иным имуществом, - »;

2) в примечании к статье 174:

слова «и другие», «и другими» заменить словом «или»;

3)первый абзац первой части статьи 1741 изложить в следующей редакции:

«1. Придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в том числе посредством совершения сделок или финансовых операций с такими денежными средствами или иным имуществом, -»;

 

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации»



В ходе мониторинга правоприменения, проводимого в соответствии с пунктом 4 Плана мониторинга правоприменения на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 1658-р выявлена необходимость совершенствования статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), устанавливающих ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

В этой связи, законопроектом предусматривается внесение изменений в положения статей 174 и 1741 УК РФ.

Предлагаемый законопроектом вариант криминализации отмывания доходов, полученных преступным путем несет в себе более точное соответствие международным стандартам.

Криминализация придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в том числе посредством совершения сделок или финансовых операций с такими денежными средствами или иным имуществом предполагает ответственность за совершение указанного деяния любыми способами, что в полной мере сообразуется с положениями ратифицированных Российской Федерацией международных договоров о необходимости криминализации отмывания денег, включая конверсию, перевод имущества, полученного преступным путем, а также сокрытие его истинной природы и иных категорий, (подпункт «а» пункта 1 статьи 6 Конвенции ООН против транснациональной и организованной преступности, подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Конвенции ООН против коррупции, подпункт «а» пункта 1 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).

Проведенный Росфинмониторингом анализ судебной практики по статьям 174, 1741 УК РФ на основе обвинительных и оправдательных приговоров показал отсутствие единого толкования судами деяний, потенциально квалифицируемых в качестве легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. В частности, несмотря на требования статьи 305 УПК РФ, не раскрываются основания оправдания подсудимых и доказательства, их подтверждающие, мотивы, по которым суд отвергает доказательства, представленные стороной обвинения; мнимые сделки и фиктивные финансовые операции, несмотря на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (далее – Постановление № 32) – третий абзац пункта 8 Постановления № 32 оцениваются судом как способ распоряжения преступным доходом. Нередко действия, направленные на легализацию преступного дохода рассматриваются как способ конспирации или способ совершения предикатного преступления.

Слова в действующей редакции статей 174, 1741 УК РФ «совершение финансовых операций и других сделок» подразумевают включение множества финансовых операций в объем сделок. Поскольку дефиниция сделки ограничена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в законопроекте финансовые операции выделены из объема сделок, что учитывает сложившуюся правоприменительную практику (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32).

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Физлицам
Юрлицам